Поговорим о Рождестве. Беседы со священником Николаем Кимом

Великий и светлый праздник Рождества. Любимый праздник в христианском мире. Его ждут все, дети и взрослые. Но не все правильно понимают истинный глубокий смысл этого праздника, его суть и духовное значение. Попробуем разобраться в этом. Как правильно подготовиться и в максимальной полноте прочувствовать радость Рождества Христова? Как не растерять в новогодней суете главную духовную основу любимого праздника? 

Тот, кто ищет свой путь, предназначение и себя в этой жизни, рано или поздно задумывается о духовном наставнике и учителе. Найти его архиважно и очень непросто. Неправильный наставник может завести в такой тупик, из которого человек будет выбираться очень долго. Как не ошибиться в выборе духовного наставника, как не плутать годами в поисках истины и самопознания? Как научиться разбираться в людях и что такое разбирательство? Вопрос чрезвычайно сложный, и точных рецептов нет. Да и тема разговора сегодня другая. Думаю, что надо искренне верить, работать над собой, прилагать усилия и терпение, чтобы найти того, кто будет помогать вам духовно развиваться и расти.

С моим духовным наставником, протоиереем Николаем Кимом, настоятелем Хевизского православного русского прихода,  постоянные  читатели уже знакомы. Рубрика блога БЕСЕДЫ СО СВЯЩЕННИКОМ периодически пополняется новыми заметками и информацией о предстоящих православных богослужениях в нашем регионе Зала. Накануне Нового Года и православного Рождества мы встретились со священником Николаем Кимом, чтобы поговорить о любимом празднике и рождественских традициях. 
  • Дорогой отец Николай, огромное спасибо за возможность встретиться и побеседовать, за вашу отзывчивость и душевную теплоту. Предлагаю поговорить о Рождестве и рождественских традициях, вспомнить исторические даты Рождества Христова. Как и почему возникла традиция празднования Рождества по старому и новому стилю? 

В конце года по всей Европе широко отмечают праздник Рождества Христова. Во многих православных храмах Венгрии также проходят праздничные богослужения 25 декабря, несмотря на то, что мы привыкли праздновать «православное» Рождество 7 января. Почему происходит такое «раздвоение» Рождества и что стоит за этой разницей в праздновании одного из самых главных и любимых праздников христианских народов - постараюсь объяснить. 

 

Начнем с того, что на самом деле и «православное» и «католическое» Рождество выпадает на один и тот же день календаря – 25 декабря. Но проблема в том, что Православная и Католическая Церкви живут по разным календарям, Юлианскому и Григорианскому. Сейчас разница между ними составляет 13 дней, так что «25 декабря» по одному календарю наступает через 13 дней, согласно другому календарю.

Итак, первое, что следует твердо усвоить — православное Рождество отмечается тоже 25 декабря! Но эта дата в Православной Церкви наступает на 13 дней позже, чем у католиков.

 

Сразу же следует оговориться, что не все Православные Церкви сохранили приверженность старому календарю. Вместе со всем западным христианством Рождество Христово будут отмечать православные в Греции, Румынии, Болгарии, Чехии и Словакии, на Кипре. По старому стилю, на 13 дней позже, Рождество встретят в России, Сербии, Грузии и православные христиане в Иерусалиме. Конечно, национальные приходы в эмиграции будут встречать Рождество так же, как на своей Родине. Это касается и русских православных приходов в Венгрии. А вот венгероязычные православные приходы будут отмечать этот праздник вместе со всеми венграми, то есть 25 декабря по новому стилю. Поэтому в Венгерской епархии Московского Патриархата Рождественские богослужения будут проходить по обоим календарям, на русских приходах по старому стилю, на венгерских – по новому.

  • Тогда следующий вопрос, который закономерно вытекает из вышесказанного вами. Почему же наши Церкви живут по разным календарям? Неужели тип календаря связан с нашей верой? 

Сначала немного истории. Первые полтора тысячелетия все христиане жили по одному календарю, введенному еще Юлием Цезарем, поэтому называемом Юлианским. Но в 1582 году Римский папа Григорий XIII решил внести изменения в календарный вопрос. Он исключил из течения жизни сразу 10 дней, а на будущее указал добавлять по 3 дня на каждые 400 лет. Эта реформа известна еще со школьных уроков истории. Но зачем он это сделал? И вот здесь мы можем попасться на уловку простых, но неверных объяснений. Обычный ответ звучит так: к тому времени наука продвинулась вперед и календарь, принятый еще Юлием Цезарем оказался неточным, день весеннего равноденствия сместился за тысячелетие почти на 10 дней, и надо было внести улучшения. Объяснение простое, но неверное. Например, великий астроном Николай Коперник отказался от замены старого стиля на новый и от участия в составлении нового календаря. Мало кому известно, что Юлианским календарем, или старым стилем, до сих пор пользуются не только в Православной Церкви, но и в астрономии. Возьмите любой астрономический календарь или астрономический ежегодник, изданный в любой стране мира, и вы увидите в нем счет дней по «юлианским дням» – JD.

 

То есть, дело не в точности календаря. Древние астрономы с точностью до секунд знали продолжительность года и наступление как времени равноденствий, так  и других астрономических событий. Дело в другом, в системе координат, в соотнесенности календаря, а значит и жизни общества со всей Вселенной. Григорианский, или новый, календарь берет за основу только один критерий – день весеннего равноденствия, или наступление лета, можно сказать – климатические факторы. А Юлианский календарь, или старый, основан на положении Солнца среди звезд. С точки зрения современной науки, мы можем сформулировать иначе – юлианский календарь основан на положении нашей планеты в пространстве. То есть именно Юлианский календарь более точен с астрономической точки зрения, потому что астрономический год (точный круг Земли вокруг Солнца) и климатический год (между днями весеннего равноденствия) не совпадают на несколько минут. Это прекрасно знали не только святые отцы, которые использовали в Церкви Юлианский календарь, но и задолго до них египетские и персидские звездочеты. Юлианский календарь ориентирован на сидерический, то есть звездный, год; григорианский — на тропический, солнечный, год, поэтому сопоставлять их точность относительно друг друга невозможно.

 

На первых страницах Библии сказано о значении звезд, Солнца и Луны: И сотворил Бог два светила великие… и звезды; и поставил их Бог на тверди небесной… отделять свет от тьмы… (Быт. 1, 14-19). «Отделять свет от тьмы» то есть вести счет дням, иметь календарь – в этом деле надо учитывать не только Солнце, но и Луну и звезды. Григорианский календарь приземлен, он фиксирует вместо космических ритмов климатические периоды на Земле; юлианский календарь космоцентричен, он стремится улавливать пульс Вселенной. В Юлианском календаре, по образному выражению древних, «звучит музыка небесных сфер». Юлианский календарь — это иконографическое выражение времени, это священная икона времени.

 

Кроме того, переход с одного календаря на другой всегда сопряжен с общественными потрясениями. Поэтому Русская Православная Церковь не торопится менять веками устоявшуюся календарную традицию.

  • Как произошёл раскол некогда единой христианской Церкви? В чем отличия веры католической и православной?

Очень глубокий вопрос. Честно говоря, даже для поверхностного ответа потребовалось бы прочитать несколько лекций. Давайте мы поговорим об этом после череды ожидающих нас великих праздников - Рождества и Крещения. Сейчас отвечу очень кратко, в двух словах: раскол между западной и восточной частями некогда единой христианской Церкви произошел в 1054 году, когда Римский Папа и Константинопольский Патриарх предали друг друга анафеме. Но это формальная дата отсчета. Противоречия накапливались несколько веков до этого события, также и после взаимной анафемы раскол не сразу приобрел ту глубину и силу противостояния, которыми было окрашено второе тысячелетие. За прошедшие века накопились отличия во всех сферах церковной жизни – в богословии, богослужебных традициях, духовной практике, иерархическом устройстве.

 

Но надо помнить и о том фундаменте, который остается общим для наших Церквей, это – Слово Божие, Евангельские заповеди, почитание Божией Матери, Животворящего Креста Господня и сонма святых первых веков христианства.

 

  • Как православному человеку относиться к католическим праздникам, в данном случае к Рождеству, можно ли праздновать вместе с католиками? Что допускается, а что нет?

Во-первых, надо помнить, что Рождество Христово это и наш, православный праздник. Только мы его отмечаем на две недели позже. 

Во-вторых, что мы имеем ввиду под словом «праздновать»? 

Если это значит - поздравлять близких, дарить и принимать подарки, то почему эти свидетельства нашей любви и симпатии к другим должны как-то зависеть от даты? Для подарков близким и для добрых пожеланий любые поводы хороши. 

Если праздник – это украшенный город, ярмарки и уличные концерты, то что нам мешает гулять, любоваться и радоваться вместе со всеми? По-моему, в любом российском городе сейчас происходит то же самое. 

Ну а если в этом вопросе Вы имеете ввиду праздничный стол и обильное угощение, то… мой ответ вы узнаете чуть позже в этом интервью. 

  • Как появилась традиция устанавливать рождественские вертепы в храмах и на площадях?

Рождество Христово – праздник, любимый всеми христианскими народами. Издавна с ним связаны многие обычаи, которые с радостью соблюдают не только взрослые, но и дети. Поговорим об одним из них – рождественском вертепе. Вертеп, на церковно-славянском языке значит пещера, то есть место, где родился Христос. Поэтому разнообразные инсталляции, посвященные событию Рождества Богомладенца, которые имеют место во многих народных традициях, также называются вертепами.

 

О времени происхождения этого обычая есть разные мнения. Считается, что первый вертеп устроил для жителей итальянского города Греччио Франциск Ассизский в 1223 году, чтобы наглядно представить верующим историю рождения Спасителя. Однако, известно, что еще в V веке при папе Сиксте III в Риме для простого народа устраивались краткие театральные сценки на сюжет Рождества, а в храмах выставлялись макеты Вифлеемской пещеры с младенцем в яслях. Примечательно, что еще в VII веке из Иерусалима в Рим была вывезена великая святыня – сами деревянные ясли, в которых лежал Богомладенец. До сих пор эти несколько бесценных для христианской памяти дощечек находятся в соборе Санта Мария Маджоре. В этом же храме хранятся и некоторые деревянные фигурки самого древнего из сохранившихся вертепов, датированного 1280 годом.

 

Постепенно традиция устанавливать вертепы к празднику Рождества распространилась на многие христианские страны и города. Конечно, в каждом крае этот обычай приобретал свои специфические черты. В Италии появилась и традиция так называемых «живых вертепов», то есть коротких сценок, в которых с большим удовольствием участвуют дети. В дореволюционной России в были особенно любимы кукольные вертепы – переносные деревянные ящики, в которых движущиеся фигурки разыгрывали разнообразные сценки под пение народных рождественских песен – колядок.

 

В Венгрии тоже существует давняя традиция установки в храмах и на площадях рождественских вертепов. На венгерском языке они называются «бетлеем», от слова Вифлеем. Иногда здесь можно встретить на городской площади или в парке композицию, в которой участвуют настоящие домашние животные – овцы и ослики. В каждом храме в Венгрии во время «адвента», т.е. рождественского поста, или периода подготовки к празднику Рождества, можно увидеть красочные вертепы с фигурками святого семейства, волхвов, пастухов и ангелов. Самый большой в мире храмовый вертеп, площадью 50 кв.м, находится в Венгрии, в Вёрше, на западе Балатона, в нескольких километрах от всемирно известного курорта Хевиз. Это местечко, насчитывающее не более пятисот жителей, в предрождественские дни посещают более десяти тысяч человек, чтобы увидеть знаменитый вертеп, который выставлен для обозрения с конца ноября до начала февраля. Этот вертеп примечателен еще и тем, что звездное небо над ним изображено точно таким, каким оно выглядело в древней Палестине во время рождения Богомладенца Христа, согласно современным астрономическим данным, как рассказывает настоятель храма отец Миклош Мод.

 

Несмотря на кажущуюся «кукольность» и несерьезность вертепов, они наполнены глубоким смыслом и имеют свою, неприметную с первого взгляда, обязательную символику. Так, в каждом вертепе присутствуют такие элементы, как грот – граница между светом и тьмой, мост как знак перехода, река (она одновременно символизирует рождение, крещение, а также смерть) и постоялый двор (он обозначает не только достаток, но и обобщенный образ человеческого равнодушия).

 

Другой важной чертой вертепов является их подчеркнутый местный колорит. То есть наряду с желанием изобразить Вифлеем, создатели вертепов хотят наиболее полно отразить в вертепе и свой родной край. Тем самым еще раз подчеркивается важнейшая христианская идея, что Христос рождается не только в вифлеемской пещере, но в душе каждого человека, Спасителя принимает не только Святая земля, но и любой конкретный город и село.

Вифлеем на площади у Базилики в Будапеште
Вифлеем на площади у Базилики в Будапеште
  • Можно ли посещать католические богослужения? Допускается присутствовать на католических мессах, совершать какие-либо обрядовые действия? 

Посещать католические храмы и присутствовать на богослужениях православному человеку можно, но участвовать в таинствах, исповедаться и причащаться нельзя. 

  • Что делать, если вас пригласили в гости к венграм-католикам в рождественские дни? Как вести себя за столом, если православный гость соблюдает пост в эти дни?

Если вы строго соблюдаете пост, то лучше вежливо отклонить приглашение. Но если это невозможно сделать, не обидев человека, тогда, придя в гости, можно найти себе оправдание в старой народной поговорке: «в гостях и в дороге поста нет». 

  • Как разрешать сложности, возникающие в семьях, где жена - православная, а муж - католик (или наоборот)? 

Надо помнить главное правило - наша вера должна умножать любовь, а не наоборот. Если вера приводит к обидам и ссорам, значит что-то не так с нашей верой, есть проблема в нашей духовной жизни. Чаще надо вспоминать слова Христа: По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин.13:35).

  •  Как правильно подготовиться к православной рождественской литургии и Рождеству? Что нужно сделать заранее, накануне и т.д. 

К встрече светлого праздника Рождества Христова мы готовимся 40 дней, этой подготовке и посвящен весь Рождественский пост. А к Божественной Литургии надо подготовиться так, чтобы участие в ней было полным, чтобы мы не только присутствовали, но участвовали в Литургии, Трапезе Господней. Я имею ввиду Причастие Тела и Крови Христовых, что является центром и смыслом Литургии. К причастию надо подготовиться покаянием, постом и молитвой. Покаяние мы можем принести на исповеди, которая обычно происходит в храме до начала Литургии. Пост перед причастием у нас трехдневный, но если Вы соблюдали Рождественский пост, то дополнительного усиления поста перед причастием не требуется. А молитвы перед причастием можно найти в любом православном молитвослове. Это все вместе и составляет нашу подготовку к Литургии. 

 

Если же Вы имели ввиду, как приготовить к празднику дом, чем накрыть праздничный стол, то это уже относится к области не церковных традиций, а народных обычаев. Здесь каждый волен поступать по своему разумению и вкусу.  

  • В каких храмах будет проходить Рождественская Литургия в январе 2016 года для верующих, живущих в регионе Зала и Будапеште?

На западе Венгрии пока нет русского храма, однако именно здесь, а точнее в районе озера Балатон и особенно вблизи курорта Хевиз, последние годы значительно выросло число русскоговорящих жителей и туристов. 

 

Первые православные богослужения в Хевизе священники Венгерской епархии Московского Патриархата провели в январе 2011 года на праздник Рождества Христова, согласно старому церковному календарю, при поддержке турфирмы «Робинзон-турс». Это начинание получило широкий отклик среди православных жителей и гостей Венгрии, вскоре при большом стечении верующих прошла Пасхальная служба, также появилась добрая традиция освящения вод термального озера на праздник Крещения Господня. Ввиду появившейся необходимости духовного окормления наших соотечественников, временно или постоянно находящихся в балатонском регионе, на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви (26 декабря 2012 года) было принято решение об учреждении православного прихода в городе Хевиз. В силу особенности этого места — Божьего благословения в виде целебного озера, приход назван в честь иконы Богородицы «Живоносный источник».

 

Живоносный источник, икона Богородицы
Икона Богородицы «Живоносный источник».

Почитание образа Божией Матери «Живоносный Источник» имеет давнюю традицию, оно началось еще в V веке в Константинополе, во время царствования императора Льва (455–473). Известно множество икон и фресок этого образа, у Хевизского прихода тоже есть своя икона «Живоносный Источник», которую написала в дар Церкви современная художница-иконописец Татьяна Галач.

 

Пока у Хевизского прихода нет своего храма, православные богослужения совершаются в католическом соборе, который любезно предоставляет местная католическая община. Православный приход чувствует со стороны католиков не только бескорыстную братскую взаимопомощь, но и искренний, уважительный интерес к нашей истории, богослужебной традиции, церковному пению и иконам.

 

В этом году мы сохраним сложившиеся традиции и проведем Рождественские и Крещенские богослужения, на которых будем рады видеть наших дорогих гостей! 

 

Рождественское богослужение в городе Хевиз состоится в соборе Святого Духа (ул. Сечени, 38). Начало 6 января 2016 года в 22 часа вечера, окончание примерно в 2 часа ночи 7 января. 

 

Православная Рождественская литургия в Хевизе
Православная Рождественская литургия в Хевизе

Водосвятный молебен в праздник Крещения Господня, 19 января, начнется в 13 часов дня на озере Хевиз. 

 

Подробную информацию о других богослужениях и мероприятиях русского православного прихода в Хевизе можно найти на сайте: http://heviz.orthodoxia.org/

 

Гости Будапешта могут посетить православные богослужения на церковно-славянском языке в Успенском кафедральном соборе (пл. Петефи, 2) и в храме преподобного Сергия Радонежского (ул.Лендваи, 26). Адреса и расписания богослужений всех храмов и приходов Венгерской епархии Московского Патриархата смотрите на епархиальном сайте: http://hungary.orthodoxia.org/

  • Есть ли еще новости для православных верующих, живущих в нашем регионе? Расскажите, пожалуйста, о планах строительства православной церкви в Хевизе. Как помочь делу строительства храма?

Разумеется, для полноценной духовной и богослужебной жизни необходим храм, дом Божий. Возведение православного храма в Хевизе является одной из главных задач новообразованного прихода. Два первых года деятельности православной общины Хевиза прошли не только в молитвах и организации богослужебной жизни, но и в активной работе по поиску участка для храма, получения соответствующих разрешений и прочих мирских, но необходимых в деле планирования любого строительства, делах.

 

Благородная идея возведения нового русского храма в Венгрии сразу собрала вокруг себя много неравнодушных помощников. Так, по инициативе президента Федерации русскоязычных писателей Олега Воловика начались переговоры с руководством сети отелей «Хунгест» о предоставлении участка под православный храм на территории одного из отелей этой компании. Было получено письменное согласие от совета директоров «Хунгеста» на выделение земли под строительство церкви в парке отеля «Гелиос» в Хевизе на условиях долгосрочной аренды.

 

Практически вся территория города Хевиз, как национальное достояние, находится в природоохранной зоне. Поэтому здесь крайне затруднено появление новых зданий и сооружений. Однако, в конце июня этого года приход получил долгожданное известие — муниципальный совет города Хевиз разрешил строительство православного храма, согласно предложенному эскизному проекту.

 

Автор проекта известный венгерский архитектор Ласло Ванца, лауреат высшей венгерской архитектурной премии имени Ибла. Проект далеко не сразу получил общее одобрение и стал законченным решением. Сначала автор выдвинул основную идею, а затем с большим вниманием и ответственностью учел все замечания и дополнения, высказанные правящим архиереем, верующими и настоятелем прихода. В итоге продолжительной и плодотворной совместной работы проект обрел гармоничное сочетание православной традиции, тенденций современной архитектуры и местных мотивов. Стены планируется покрыть природным камнем, а венчать храм будет золотой купол. У храма предусмотрены боковые выходы, хоры, на фасаде — небольшая звонница, на стенах храма со всех четырех сторон будут расположены внешние иконы, выполненные в технике цветной глазури. Выбор икон имеет особый смысл, они напоминают о названии храма, о том, что он стоит на земле Кирилла и Мефодия и об общих духовных корнях русской и венгерской истории. Поэтому кроме иконы «Живоносный источник», на стенах храма будут размещены иконы святых учителей славянских народов, а также благоверных князя Владимира и венгерского короля Стефана.

 

Совсем недавно, 10 сентября этого года, правящий архиерей Венгерской епархии Московского Патриархата Высокопреосвященнейший Марк, архиепископ Егорьевский, утвердил проект будущего храма.

 

Хевизский православный приход официально зарегистрирован, как часть Венгерской православной епархии, имеет свой подсчет на епархиальном счету.

Все желающие помочь в деле строительства храма в Хевизе могут легко найти необходимые сведения или установить контакт через сайты Венгерской епархии и Хевизского прихода: http://hungary.orthodoxia.org/, http://heviz.orthod

oxia.org/.

 

Дорогие братья и сестры!

Обращаемся к вам с просьбой о молитвенной поддержке и материальной помощи для возведения православного храма в Хевизе. Вспомним слова апостола Павла: Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог (2Кор.9:7).

Расчетный счет в CIB bank: Orosz Orthodox Egyház Magyar Egyházmegye

Счет в HUF: 10702019-19001119-52000001, IBAN  HU38 1070 2019 1900 1119 5200 0001

Счет в EUR: 10702019-19001119-50200009, IBAN  HU09 1070 2019 1900 1119 5020 0009

Счет в USD: 10702019-19001119-50300006, IBAN  HU85 1070 2019 1900 1119 5030 0006

В сообщении указывайте название прихода: Hévízi orosz ortodox egyházközség.

  • Спасибо за интересную беседу, отец Николай! Есть ли у вас пожелания читателям блога "Все о жизни в Венгрии из первых уст" к празднику Рождества?

Я рад приветствовать читателей Вашего блога в светлые дни Рождества Христова и наступления Нового года!

Рождество Христово – величайший из праздников для многих народов. Я Вам желаю, как всегда в этот праздник, здоровья, радостей земных, семейного счастья, благополучия. Однако, надо отметить, что в этот день христиане не только дарят подарки и поздравляют близких людей, но и вспоминают событие, которое перевернуло историю мира и, в принципе, должно перевернуть историю жизни, состояние души каждого человека. Праздник Рождества Христова - это праздник соединения Неба и земли, праздник проникновения Вечности в наше земное время. Он, как яркая вспышка, заставляет нас обратить свой взгляд к небу, в этой привычной, суетной жизни почувствовать присутствие Иной реальности. Мы, будучи гражданами какого-либо из современных государств, приходя к Вифлеемской пещере, ощущаем себя гражданами иного Царства – Царства Божьего, Царства Небесного. И этот момент, это прикосновение к чуду доступно для каждого из людей, для каждого верующего сердца. Вся Церковь празднует это великое событие, и мы призываем вас присоединиться к чистой радости рождественского торжества. 

 

Все мы знаем Евангельскую историю, о том, как Христос родился в Вифлееме, в вертепе (пещере), в крайне стесненных условиях, что является прообразом того, как Христос снова и снова рождается в душе каждого человека, как в тесной пещере. Но, несмотря на кажущуюся неприметность происходящего, этой тайне воспевают хвалу ангелы на небесах. Если в нашей душе родится вера, из которой вырастет любовь, милосердие, терпение, тогда наша суетная земная жизнь станет чище и светлее, обретет свой смысл и цель в Вечности. Тогда наше сердце станет тем вертепом, где родился Богомладенец.

TEXT.RU - 100.00%

Со священником Николаем Кимом беседовала 
автор блога "Все о жизни в Венгрии из первых уст" 
Наталья Железнова

Внимание! Копирование статей и фотографий блога www.my-vengria.ru и размещение их на других интернет-ресурсах запрещено!





СТРАХОВКУ ДЛЯ ПОЕЗДКИ В ВЕНГРИЮ ОФОРМЛЯЕМ В СТРАХОВОЙ КОМПАНИИ ЛИБЕРТИ. ВЫГОДНЫЙ И НАДЕЖНЫЙ ВАРИАНТ. ПОДХОДИТ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ ВИЗ, В ТОМ ЧИСЛЕ ДОЛГОСРОЧНОЙ ВИЗЫ Д. ПРОВЕРЕНО ЛИЧНО И ЧИТАТЕЛЯМИ САЙТА.  Подробнее здесь >>


Подпишитесь на новости блога и получайте заметки первыми!

Ваш e-mail: *
Ваше имя: *


Оставить комментарий

Комментарии: 0